Технологическая карта урока по математике в 5 классе.
Тема урока: Вычитание натуральных чисел.
Класс: 5
Дидактическая цель: создать условия для формирования и усвоения новой учебной информации.
Цели по содержанию:
- обучающие: ввести определение действия вычитания, сформировать понятия о уменьшаемом и вычитаемом, о свойствах вычитания.
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
- воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Предметные УУД: владение базовым понятийным аппаратом, владение символьным языком математики, владение навыками выполнения устных, письменных и инструментальных вычислений, владение навыками упрощения числовых и буквенных выражений.
Личностные УУД: проявлять внимание и интерес к учебному процессу, умение анализировать, оценивать ситуацию, выражать доброжелательное отношение к учебному процессу, оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, проявлять самостоятельность, инициативу, ответственность, сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого, умение ясно и точно излагать свои мысли, отличать гипотезу от факта.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: планировать цель деятельности до получения результата, планировать решение задачи, вносить изменения в процесс, намечать способы устранения ошибок, осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты учебной деятельности, анализировать собственную работу., определять степень успешности своей работы.
Познавательные УУД: различать методы познания окружающего мира, выявлять особенности разных объектов в процессе их рассмотрения, воспроизводить информацию по памяти, необходимую для решения учебных задач, применять таблицы, схемы, модели, сравнивать различные объекты, сопоставлять характеристики по одному или нескольким признакам, классифицировать объекты, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД: Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения, сравнивать разные виды текста, составлять план текста, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Место проведения: учебный кабинет
Оборудование: Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я.Виленкин и др. – 34-е изд., стер. – М.:Мнемозина, 2015. – 280 с.: ил., мультимедиа проектор, компьютер, рабочие листы, липкие листы.
Этапы урока
|
Задачи этапа
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся и ПРООП
|
Организационный момент
|
Создать благоприятный психологический настрой на работу
|
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. (Слайд №1)
Давайте запишем число в рабочей тетради. Помогать при изучении нового материала нам будут наглядные пособия, ваше хорошее настроение и внимание.
|
Включаются в деловой ритм урока: планируют, контролируют, выполняют свои действия по заданному плану учителем.
|
Актуализация знаний и умений
|
Актуализация опорных знаний и способов действий
|
Устная работа:
Решим задачу: Маша и Миша пошли собирать грибы. Маша нашла 3 гриба, а Миша 5 грибов. Сколько грибов собрали Миша и Маша вместе?
Маша- 3 гриба,
Миша- 5 грибов
Всего 3+5=8 грибов
|
|
Целеполагание и мотивация
|
Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока
|
Проблемная ситуация
Числа 3 и 5 чем являются?
А число 8?
В этой задаче число 8 является суммой двух чисел, одно из которых равно 3, а другое 5.
Цель урока
- Какая цель нашего урока?
|
Слагаемыми
Суммой
Постановка и формулирование цели урока, создание алгоритмов деятельности при ее решении.
Цель нашего урока:
Научиться вычитать натуральные числа.
|
Усвоение новых знаний и способов усвоения
|
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: вычитание натуральных чисел
|
А давайте теперь решим обратную задачу:
Маша и Миша нашли 8 грибов. Сколько грибов нашел Миша, если Маша нашла 3 гриба?
Так как 5+3=8, то искомое слагаемое равно 5. Значит, Миша нашел 5 грибов.
Поэтому пишут: 8-3=5
8- уменьшаемое 3- вычитаемое
5- разность.
Введем определение:
Действие, с помощью которого по сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое, называют вычитанием.
(Слайд №2)
А уменьшаемое может быть меньше вычитаемого?
Разность двух чисел показывает, на сколько первое число больше второго, или на сколько второе меньше первого.
Вычитание можно изобразить на координатном луче. (Слайд №3,4)
Свойства вычитания:
1.свойство вычитания суммы из числа: для того, чтобы вычесть сумму из числа, можно сначала вычесть из этого числа первое слагаемое, а потом, из полученной разности-второе слагаемое. (Слайд №5,6,7)
7- (3+1)=7-4=3
(7-1) -3=6-3=3
2.свойство вычитания числа из суммы : чтобы из суммы вычесть число, можно вычесть его из одного слагаемого, а к полученной разности прибавить другое слагаемое.
(6+3)-2=9-2=7
6+(3-2)=6+1=7
(6-2)+3=4+3=7 (Слайд №8,9)
Конечно, вычитаемое число должно быть меньше слагаемого, из которого его вычитают, или равно ему.
3. свойства нуля при вычитании:
- если из числа вычесть нуль, то оно не измениться;
- если из числа вычесть это число, получиться нуль.
Так как 6+0=6, то по смыслу вычитания имеем: 6-0=6 и 6-6=0 (Слайд №10,11,12,13)
А давайте проверим можно ли вычесть:
9875110-9875124=?
986-986=?
714-0=?
14890564-14890563=?
Свойства вычитания в буквенных выражениях
|
Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения учебных задач.
Запоминать и удерживать правило, планировать и выполнять свои действия по заданному образцу.
Уметь устанавливать причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и выбирать наиболее эффективные способы решения задач.
Делаем выводы: число из которого вычитают-уменьшаемое, число, которое вычитают- вычитаемое, результат-разность.
Нет, не может
Проверяем все догадки учащихся по учебнику: при действиях с натуральными числами уменьшаемое больше вычитаемого.
Умение находить необходимую информацию в учебнике, умение организовать общение друг с другом, умение слушать собеседника и работать в группе.
Взаимоопрос в паре по свойствам(сами читают определения свойств и рассказывают друг другу)
Как эти свойства проиллюстрировать на координатном луче? (выходят два ученика: показывают и объясняют на интерактивной доске)
Владеть общим приемом решения учебных задач, запоминать и удерживать правила свойств вычитания натуральных чисел.
Ответы:
Нельзя, так как первое число больше второго. Давайте заметим, что пока мы с вами не можем выполнить это действие, но в старших классах мы научимся это делать.
=0
=714
=1
|
Организация первичного закрепления
|
Установление правильности и осознанности изучения темы «Вычитание натуральных чисел».
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
|
Задача №1: Точка С лежит на отрезке АВ .Найдите длину отрезка АС, если АВ=38 см, а СВ=29 см (Слайд№14)
Задача №2: С двух участков земли собрали 96 мешков картофеля. С первого участка собрали 54 мешка. На сколько мешков картофеля меньше собрали со второго участка, чем с первого? (Слайд№15)
Задача №3: Периметр четырехугольника АВСД равен 100 см. Сторона АВ-41 см, сторона ВС короче стороны АВ на 18 см, но длинее СД на 6 см. Найдите длину стороны АД.(Слайд№16,17)
Задача №4: Из наибольшего четырехзначного числа вычесть наименьшее двузначное число.
Физкультминутка
|
Ответ: 38-29=9(см)
Ответ:96-54=42
54-42=12
Планировать, контролировать и выполнять действия с использованием основных свойств и правила вычитания.
Уметь выделять полученную информацию из текста и ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
|
Организация первичного контроля
|
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков
|
Самостоятельная работа:
Вариант №1:
1.Длина футбольного поля 294м, а ширина на 113м меньше длины. Найдите ширину поля.
2.У Вити 115 рублей. Проезд на автобусе стоит 19 рублей, а билет на соревнования по гребле на Универсиаде стоит 70 рублей. Хватит ли ему денег съездить на соревнования и доехать до дома?
Вариант №2:
1.Длина земельного участка 315м, а ширина на 109м меньше длины. Найдите ширину этого участка.
2.В соревнованиях по баскетболу на Универсиаде принимали участие 112 спортсменов и 9 тренеров. После окончания соревнований за ними приехали 5 автобусов, в каждом по 26 мест. Хватит ли мест в автобусах для спортсменов и тренеров?
|
Самопроверка задач самостоятельной работы по образцу , самооценка. Критерии:
- За верно выполненные 3 задания – оценка «5».
- За 2 задания – оценка «4».
- За 1 –«3».
Совершенствовать свои критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
Уметь строить рассуждения, владеть общим приемом решения задач, выбирать средства для решения математических задач, выполнять действия по заданному условию задачи.
|
Подведение итогов урока
|
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых
|
Какое действие называют вычитанием?
Какое число называют уменьшаемым, а какое - вычитаемым?
Как называют результат вычитания?
Как узнать, на сколько одно число больше другого?
|
Предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, возможные ошибки, умение делать выводы.
|
Информация о домашнем задании
|
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
|
№ 252(а, в), № 259, творческая работа: составить кроссворд по теме сложение и вычитание.
|
|
Рефлексия
|
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе
|
Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то наклейте зеленый листочек на доску.
Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то наклейте желтый листочек на доску .
Если вы считаете, что вы не поняли тему сегодняшнего урока, то наклейте красный листочек на доску.
Я увижу цветовой индекс урока.
|
Саморегуляция и умение давать оценку по результатам урока.
|
|