Разработка внеклассного мероприятия «Изучаем играя старокалмыцкую письменность» (учитель: Таунова З.Л.)
Тема урока: «Наадад, тодо бичгән дасый»
Цель:
Обобщить и систематизировать знания с техникой правописания букв «Тодо бичиг».
Задачи:
образовательные – познакомить с правилами написания букв старокалмыцкой письменности, языковыми нормами (словоупотребления, произношения);
развивающие –выявление и развитие творческих способностей учащихся, воображения, фантазии, расширение и развитие общекультурного кругозора учащихся, развитие, творческого мышления, речевых способностей.
воспитательные – воспитание культуры речи, культуры взаимоотношений, ценностного отношения учащихся к «Тодо бичиг», развитие умения учащихся работать в коллективе, в команде.
Форма мероприятия:
Групповое внеклассное мероприятие с элементами игры и использованием компьютерной презентации.
Приобретаемые навыки детей:
терпеливость, усидчивость, внимательность, самостоятельность, развитие памяти, мышления.
Особенности роли педагога дополнительного образования:
- Персональное взаимодействие педагога с каждым учащимся как обязательное условие успешности дополнительного образования: ребенок приходит на занятия для того, чтобы содержательно и эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым.
- Выявление и развитие потенциальных общих и специальных возможностей и способностей учащегося.
- Развитие в ребенке психологической уверенности перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.).
- Создание условий для развития творческих способностей учащегося.
Технологические особенности: использование мультимедийной техники, компьютерная презентация, таблицы с техникой правописания букв «Тодо бичиг».
Оформление: на доске написана тема занятия, а также высказывание «Старокалмыцкая письменность как основа сохранения калмыцкого языка».
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы поговорим о старокалмыцкой письменности «Тодо бичиг» и о его создателе Зая-Пандите. Вы все знаете, что без прошлого нет будущего. Именно поэтому обращение к истокам актуально всегда.
В целях сохранения культуры и истории в 1998 году Главой Республики Калмыкия Кирсаном Илюмжиновым был издан Указ «О 350-летии национальной письменности «Тодо бичиг» и 400-летии со дня рождения Зая-Пандиты. Ежегодно 5 сентября отмечается День национальной письменности.
Зая-Пандита родился 1599-1662 гг. Он был пятым сыном Баабхана. Он учился 22 года. Став известным ученым-ламой, отправляется к ойратам и монголам. Он активно занимался общественной, политической деятельностью.(слайд )
Зая-Пандита у нас в Калмыкии знают как создателя ойратского «Ясного письма» («Тодо бичиг»). Оно создано в 1648 году.(слайд)
Работа по таблице «Цаһан толһа» алфавит.
Все буквы пишутся в трех позициях (в начале, в середине, в конце). Пишутся буквы вертикально, сверху вниз.
Ребята, запишите в тетради:(слайды)
- БуквуА(в начале) (в середине) (в конце)
- Букву Э (в начале) (в середине) (в конце)
- БуквуИ (в начале) (в середине) (в конце)
Соедините букву А (в начале) с буквой И (в конце)
Соедините буквуЭ (в середине) с буквой А (в конце)
«На что похожа буква».
БукваА(слайды)
в начале похожа на корону
в середине на пилу
в конце на хвост собаки
БукваИ
в конце похож на крючок
в середине на ноги лошади
БукваЭ
в середине похоже на колено человека
«Веселые буквы»
На буквыА, И, Э есть пословицы:
Вам необходимо выписать слова где есть буквы А,Э,И.(слайды)
А Амнас алдрсн үг-
Алд делм сундг.
А-Алфавита голова
Вот буква вроде короны,
Не правда ль буква хороша!
И хоть она на вид проста,
А начинает алфавит.
Э Эрдмəс үлү эрднь уга.
Это Э, с открытым ртом и большущим языком.
И Ил һазрт мөрəн уй,
Итксн күүнд үннəн кел.
На калитку посмотри,
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок,
Одна легла наискосок.
«Подними буквы правильно»
Каждому ученику выдаются карточки с буквами А ,Э , И
Учитель называет буквы, учащиеся поднимают карточки.(слайд)
Покажите движениями рук и ног элементы букв (слайд )
«Узнайте звук»
Встаньте, если услышите звуки:
- [э] эмəл (седло), цецг (цветок), эрс (стена)
- [и] кичəл (урок), хур (дождь), ишк (козленок)
- [а] ааһ (пиала), сəн (хорошо), амн (рот)
(слайд) Выпишите слова с А, И, Э.
Игра «Собери 3 букета» (слайд)
На столе лежат тюльпаны, из них нужно собрать 3 разных букета: 1-ый букет с буквой А , 2-ой букет с буквой И ,3-ий букет с буквой Э
Заключительное слово учителя:
Для быстрого усвоения написания букв и чтения необходимо записывать несколько раз изучаемые буквы во всех положениях, стараясь запомнить букву зрительно. |