Повторительно-обобщающий урок
«Движение и взаимодействие тел».
7 класс
Тип урока: обобщающий, блиц – турнир
Урок интегрируется с курсом ОБЖ по теме: «Транспорт и экстремальные ситуации»
Цель урока:повторить и закрепить знания учащихся по ранее изученному материалу; научиться формулировать чёткие ответы на качественные задачи.
Задачи урока
Образовательные:
- В занимательной форме обобщить имеющиеся знания:
- повторить понятия движение, скорость, сила, масса, плотность, инерция;
- повторить единицы измерения и перевод их в систему СИ;
- закрепить умения использовать структуру знания для описания физических явлений.
2) Предупредить наиболее распространенные ошибки детей на дороге.
Развивающие:
- Развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке;
- Развивать навыки чтения графиков, умения пользоваться формулами;
- Развивать внимание, логическое мышление, сосредоточенность.
- Способствовать формированию ответственного отношения детей к вопросам личной безопасности на дороге.
Воспитательные:
- Воспитывать умения:
- выполнять определённые виды работы сообща;
- выслушивать мнение товарища и отстаивать свою точку зрения;
- эстетически оформлять записи в тетрадях и на доске.
2) Воспитывать внимание на дороге и культуру поведения, а также чувство взаимовыручки, дружбы и уважения к ПДД.
Учебно – методические пособия и оборудование:
-презентация
-листы для работы;
- кроссворд
-карточки с обозначением физических величин и арифметических знаков
-таблички «Переведи единицы в СИ»
-карточки с заданиями.
Ожидаемые педагогические результаты:
По рассмотрению данного материала учащиеся должны уметь распознавать «дорожные ловушки» и физические явления, которыми они вызваны. Знать ПДД, которыми надо руководствоваться, чтобы избежать экстремальных ситуаций, возникающих на дороге.
Педагогические технологии:
- проблемное изучение;
- игровые технологии;
- интегрированный подход в обучении физики.
Проблема здоровья детей сегодня, как никогда актуальна.
Цель используемых технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по обеспечению безопасности, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Сегодня каждый, в том числе и ребёнок, должен понимать, что его безопасность и жизнь зависят и от него самого. Уроки физики могут воспитывать в ребёнке сознание личной безопасности и стремление к ней.
С каждым годом на наших дорогах увеличивается число транспортных средств, растёт и травматизм, обусловленный незнанием или несоблюдением правил дорожного движения. Большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит с участием школьников. Наиболее распространенные нарушения:
1) Переход дороги на запрещённый сигнал светофора;
2) Внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта;
3) Переход дороги перед близко движущимся транспортом;
4) Нарушение правил езды на велосипеде;
5) Игра на дороге.
Необходимо убеждать детей в том, что следует знать и выполнять правила дорожного движения, на улицах и дорогах быть внимательным и дисциплинированным.
Формы контроля и методы оценивания
Оценку «5» получают участники той команды, которая стала победителем и заняла 1 место; оценку «4» - участники команды, занявшей 2 место (победителей выбирает учитель по количеству набранных баллов);
Все участники сдают листы, на которых выполняли работу, учитель проверяет работы и выставляет оценки учитывая:
-активность работы на уроке;
-аккуратность выполнения и оформления заданий на листах.
Таким образом, каждый учащийся на уроке получает оценку
Ход урока
I. Орг. момент. Постановка цели и задач урока. (5 мин)
Слайд1. Тема нашего урока « Повторительно – обобщающий урок по теме «Движение и взаимодействие тел. Транспорт и экстремальные ситуации »
Каждый день под колёсами автомобилей погибают дети. Уже давно замечено инспекторами ГИБДД, что почти все несчастные случаи с детьми на дорогах возникают в похожих одна на другую повторяющихся ситуациях – «ловушках».
-9 из 10 пострадавших вовремя не замечают приближающуюся машину;
-6 из 10 выбегают на дорогу из-за предметов, мешающих обзору;
-2 из 10 отвлекаются от наблюдения за дорогой;
-1 из 10 выходит на дорогу без просмотра по сторонам.
Слайд2. Дорожные ловушки – это ситуации обманчивой безопасности.
В таких ситуациях пешеход в первое мгновение не видит машину и спокойно выходит на проезжую часть дороги, но уже в следующий момент вдруг обнаруживает, что на него несётся автомобиль. И, бывает, не успевает осознать свою ошибку. Поэтому сегодня на уроке, выполняя задания по данной теме, будем учиться распознавать «дорожные ловушки» и повторять правила дорожного движения, которыми нужно руководствоваться, чтобы их избегать. Вы уже разделились на 3 команды. Каждая команда выбирает капитана. Перед каждым заданием капитаны команд вытаскивают, не глядя, карточку с заданием. Далее все члены команды обсуждают решение и оформляют его на листах. Один участник защищает эту версию на доске.
Доска разделена на три части, таким образом
II. Выполнение заданий
Первое задание(3 мин)
Разминка - реши кроссворд.
На плакате нарисован кроссворд. Учитель читает задание к кроссворду, а ученики коллективно находят правильное решение.
1. Длина траектории (путь)
2. Изменение с течением времени положения тела относительно других тел (движение)
3. Линия движения тела при перемещении из одной точки в другую (траектория)
4. Прибор, с помощью которого определяют время (часы)
5. Явления сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел (инерция)
Ключевое слово: УДАЧИ - с этим напутствием ученики переходят к следующему заданию.
Второе задание (5мин)
Составь формулу.
Каждой команде выдаётся пакет, в котором на плотных карточках выписаны обозначения физических величин и арифметические знаки . Нужно составить формулы.
m
|
υ
|
s
|
t
|
ρ
|
V
|
F
|
g
|
х
|
k
|
P
|
*
|
=
|
+
|
/
|
За каждую правильную формулу команда получает 1 балл.
Третье задание (4 мин)
Переведи единицы в систему СИ.
Каждая команда получает карточки, где нужно осуществить перевод единиц в систему СИ .
2,4 км/мин =
|
30 км/с =
|
72 км/ч =
|
235 см =
|
340 мм =
|
0,5 км =
|
4 ч =
|
3 мин =
|
56 мин =
|
За каждый верный перевод единиц команда получает 1 балл.
Учитель: Итак , мы вспомнили формулы, которые будем использовать сегодня для решения задач; потренировались переводить единицы в систему СИ, что тоже нам потребуется.
Четвёртое задание (5 мин)
Ответь на вопросы.
- Почему запрещается буксировать автомобиль с неисправными тормозами с помощью гибкого троса?
(гибкий трос при буксировке автомобиля не сможет удержать движение по инерции при экстренной остановке.)
- Почему при поворотах машинист, шофёр, велосипедист снижают скорость движения машины?
(для того, чтобы снизить действие инерции при движении на повороте и не допускать нежелательных последствий ( заноса, опрокидывания и т. д.))
- Каково назначение ремней безопасности в легковых автомашинах?
(ремень безопасности удерживает пассажира в начальном состоянии, т.е. сохраняет его положение относительно салона автомашины, компенсирует движение по инерции)
Учитель: Итак.мы с вами увидели, что такое физическое явление как инерция может приносить пользу, например, при подъёме велосипедиста на уклон; а может приносить вред при дорожных авариях транспорта. И поэтому, чтобы избежать различного рода травм, мы о нём всегда должны помнить и учитывать.
Пятое задание (12 мин)
Реши задачу.
- В начале участка шоссе стоит дорожный знак «30км/ч». Что означает этот знак? Нарушил ли правила дорожного движения водитель автомобиля, равномерно прошедшего участок дороги длиной 40м за 2с?
( скорость равна 72 км/ч, да, нарушил).
- В начале участка шоссе стоит дорожный знак «30 км/ч» .Что означает этот знак? Нарушил ли правила дорожного движения водитель автомобиля, равномерно прошедшего участок дороги длиной 2 км за 3 мин?
( скорость равна 40 км/ч, да, нарушил)
- В начале участка шоссе стоит дорожный знак «30 км/ч». Что означает этот знак? Нарушил ли правила дорожного движения водитель автомобиля, равномерно прошедшего участок дороги длиной
4500 м за 10 мин?
(скорость равна 27 км/ч, нет, не нарушил)
Учитель: Объясните на основе полученных результатов, почему в населённых пунктах существуют ограничители скорости автотранспорта?
( для того чтобы избежать ДТП, т.к. если скорость будет низкой, то водитель вовремя сможет отреагировать на те непредвиденные ситуации, которые могут случаться на улицах в населённых пунктах.)
Шестое задание (8 мин)
Реши и сделай вывод.
Учитель: выполняя эти задания подумайте, какие правила дорожного движения нужно выполнять в каждой приведённой ситуации, чтобы избежать ДТП.
- Пассажир движущегося автобуса отвлёк разговором внимание водителя на 5 секунд. Почему « Правилами дорожного движения» запрещено это делать? Какой путь пройдёт за это время автобус, если скорость была 60 км/ч?
(Разговаривать с водителем во время движения автобуса нельзя, т.к. создаётся вполне реальная аварийная ситуация; Автобус проехал за это время путь, равный 83 метрам)
- Какие места в районе школы следует считать наиболее опасными для движения пешеходов? Почему?
(Одно из опасных мест для пешеходов – перекрёсток.Нужно дождаться, когда автобус отъедет подальше от остановки и только тогда переходить дорогу в установленном месте на зелёный свет светофора)
3) Мальчик играл с мячом на тротуаре. Неожиданно мяч выкатился на дорогу. Чтобы поймать мяч и вернуться с ним на тротуар мальчику необходимо 7 секунд. Какой путь пройдёт за это время машина, движущаяся со скоростью 60 км/ч? Почему запрещается детям играть на дорогах или около них?
(Машина за это время пройдёт путь равный 117 м. На тротуаре радом с проезжей частью нельзя играть с мячом.)
Седьмое задание (8 мин)
Ответь на вопросы.
- С проявлением какой силы связано движение человека? Машин?
(Человека при ходьбе толкает вперёд сила трения покоя. Если она мала, то ноги человека скользят, и он не может идти. Движение машин также связано с проявлением силы трения.)
- Зачем в гололёдицу тротуары посыпают песком?
(Песок увеличивает шероховатость льда и подошвы обуви меньше на нём проскальзывают, т.е. песок увеличивает силу трения.)
- Почему после дождя грунтовая дорога скользкая?
(Вода выполняет роль смазки, что уменьшает силу трения.)
Учитель: Мы ещё раз убедились, что очень многие физические явления находят применение в повседневной жизни человека. Характерным примером является применение силы трения в технике. В отдельных случаях без силы трения, которая должна быть значительной, невозможно движение.
Человека при ходьбе толкает вперёд сила трения покоя. Если она мала, то ноги человека скользят, и он не может идти. Движение машин также связано с проявлением силы трения. В зависимости от погодных условий трение может уменьшаться, что может быть причиной ДТП. Поэтому забывать о трении и причинах, вызывающих изменение сил трения мы не должны.
III. Отчёт о проделанной работе (5 мин)
Правила дорожного движения, которыми нужно руководствоваться, чтобы избежать экстремальных ситуаций на дороге:
- Прежде чем перейти дорогу сначала внимательно посмотри налево, а затем направо.
- Переходить улицу только в установленном месте (по пешеходному переходу только на зелёный свет светофора или на регулируемом перекрёстке).
- Не выбегать на дорогу из-за предметов, мешающих обзору (транспорт припаркован у обочины, грузовик или автобус обходить опасно).
- Не перебегать дорогу перед близко идущим транспортом.
- У дороги играть запрещено.
IV. Итог урока (5 мин).
Проводится анализ работы команд, выставляются оценки.
- Домашнее задание(3 мин):
Подготовиться к контрольной работе.
|