Тема: Окислительно-восстановительные реакции (ОВР)
Цель урока: Образовательные: дать учащимся понятие об окислении и восстановлении, рассмотреть сущность ОВР, их взаимосвязь 2) сформировать представление о сущности химических реакций, найти взаимосвязь между структурой вещества и его свойствами, познать системный характер химических процессов, их внутреннюю противоречивость 3) обобщить строение веществ и их свойства, выработать умение по составлению простых уравнений химических реакций методом электронного баланса 4) привести в систему накопленные знания о типах реакций.
Развивающие: продолжить формирование экспериментальных навыков учащихся; развивать интерес к предмету, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать.
Воспитательные: воспитывать чувство сопричастности к общему делу; содействовать эстетическому развитию учащихся.
Тип урока: Комбинированный с элементами изучения нового материала.
Вид урока: Беседа, самостоятельная работа.
Методы: Словесные, наглядные, практические.
Оборудование: Fe , CuSO4, CaCO3 ( яичная скорлупа), HCl ,K , H2 O , Z n
Девиз: В природе постоянно идут превращения веществ, которые выражают с помощью химических уравнений.
Х о д у р о к а
Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на уроке по ОВР.
Задание №1. Подумайте и ответьте, к какому типу реакций относится данные опыты, которые демонстрируем.
Опыт № 1. Берем раствор сульфат меди (2). В пробирку наливаем раствор и опускаем в пробирку порошок железа. Наблюдаем реакцию, которая идет. Через некоторое время медь покраснела и выпал в осадок. К какому типу вы отнесете, и дайте определение.
CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu
Опыт №2. Берем яичную скорлупу, опускаем в пробирку и приливаем раствор HCl и наблюдаем за реакцией. К какому типу вы отнесете, и дайте определение
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2 + H2 O
Экология . Яичная скорлупа на нее попадает кислотные дожди при выбросах соляной кислоты в атмосферу может произойти полное уничтожению яичных кладок птиц. Это ведет к сокращению численности птиц.
Опыт№3. Берем стакан с водой и опускаем в нее металлический калий наблюдаем за реакцией. . К какому типу вы отнесете, и дайте определение
2K +2 H2 O= 2 KOH + H2
Опыт№4.Берем асбестовую сетку ,насыпаем в нее песок и посредине делаем углубление и посыпаем дихромат аммония и поджигаем. К какому типу вы отнесете, и дайте определение
NH4)2Cr2 O7=Cr2 O3 +N2 +4 H2 O
Занимательный опыт « Змейка»
(Норсульфазол )CS2 +3 O 2 = CO2 +2SO2
Задание №2. РАССМОТРИМ ДАННЫЕ УРАВНЕНИЯ РЕАКЦИЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ
1) CuSO4 +Fe = FeSO4 +Cu
2)CaCO3 + 2HCl=CaCl2 +CO2 + H2 O
3)2K +2 H2 O= 2 KOH + H2
4) (NH4)2Cr2 O7=Cr2 O3 +N2 +4 H2 O
ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
Реакции, происходящие с изменением степеней окисления элементов - ОВР (слайд 2)
Восстановитель вещество, в состав которого входит элемент, повышающий степень окисления .Окислитель вещество, в состав которого входит элемент, понижающий степень окисления (слайд3)
Восстановитель – окисляется. Окислитель – восстанавливается (слайд 4)
Окисление----- процесс отдачи электронов. Восстановление------------- процесс присоединения электронов (слайд 5)
МЭБ (метод электронного баланса)
Число электронов, отданных восстановителем, равно числу электронов, принятых окислителем (слайд 6)
В природе все процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Без окисления нет восстановления и без восстановления не может быть окисления.
Опыт. Берем пробирку наливаем соляную кислоту и опускаемв нее цинк. Наблюдаем, выделяется водород.
Z n+2 HCl= ZnCl + H2
Восстановитель Zn0 - 2 e- Zn2+ 2 1 окисление
Окислитель 2 H +2e H02 2 1 восстановление
Типы химических реакций (слайд 7)
Реакции, идущие без Реакции, идущие с
изменения степени окисления изменением степени окисления
Физическая минутка (3-5 мин).
Самостоятельная работа с таблицами (10-15 мин).
На столах находятся таблица №1 по ОВР по типам: межмолекулярные, внутримолекулярные, диспропорционирование. Рассмотреть и записать в тетрадь. Таблица №2. Составление уравнений ОВР( методом МЭБ). Разобрать метод МЭБ и записать в тетрадь.
Закрепление: Самостоятельно рассмотреть рисунок строение человека и написать уравнение ОВР (методом МЭБ).
Подведение итогов. Выставление оценок
Домашнее задание :параграф №43, упр 1
|