В обновленных федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) основного общего образования в разделе «Требования к условиям реализации программы основного общего образования» закреплено, что в целях обеспечения реализации программ основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: «формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий».
Таким образом, функциональная грамотность становиться целью, ценностью и результатом основного общего образования. Успешная реализация ФГОС общего образования способствует повышению функциональной грамотности школьников. А овладение функциональной грамотностью учениками даст им еще и возможность успешно пройти государственную итоговую аттестацию, которая проводиться в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям ФГОС.
В качестве основных компонентов функциональной грамотности на сегодняшний день (в формате PISA) определены: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, дополнительные компоненты: финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.