Тема урока: «Галогены в современном мире и экология».
Химикаты в окружающей среде
-большая проблема. Вся сложность
состоит в том, что роль химичес
-ких продуктов двойственна.
Г .Хефлинг
Цели. Образовательные: обобщить и углубить знания учащихся о физической и экологической роли галогенов, проверить степень усвоения материала по данным темам.
Развивающие: продолжить формирование экспериментальных навыков учащихся; развивать интерес к предмету, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать.
Воспитательные: воспитывать чувство сопричастности к общему делу; содействовать эстетическому развитию учащихся.
Тип урока: Комбинированный с элементами изучения нового материала.
Вид урока: Беседа, самостоятельная работа.
Методы: Словесные, наглядные, практические.
Оборудование и реактивы. Хлорная вода, соли бромида калия, йодида калия, карбонат кальция, раствор соляной кислоты, зубная паста «Пепсодент», скорлупа яиц, сырое яйцо, вода, салфетки, таблица ДИМа, пробирки, пробиркодержатель, штатив для пробирок.
Девиз урока. Наша природа, как никогда, в опасности!
Х о д у р о к а
Организационный момент
Учитель. Здравствуйте! Я рада приветствовать вас Галогены в современном мире и экология.
Мы завершаем знакомство со свойствами элементов главной подгруппы VII-ой группы, которые относятся к семейству галогенов. Эти элементы присутствуют на земле с момента формирования земной коры и играют важную роль в жизни животных и растений с момента её зарождения. А зародилась она, как известно, в океане. И американский ученый Лёб писал: «Сама собой напрашивается мысль, что до сих пор, как наследство отдаленных веков, в виде нашей кровяной жидкости, мы носим в себе морскую воду…» Он имел в виду, что в нашей крови содержится 0,69% солей и наибольшее количество их приходится на NaCl. Важную роль в жизни организмов играют и другие галогены.
Изучение нового материала. Беседа
Учитель. В свободном состоянии галогены в природе не встречаются. Почему?
Ученики. В виду высокой химической активности. Они находятся в коре земли и в океане в виде солей.
Учитель. Почему галогены в молекулярном виде являются ядами для живых организмов?
Ученики. Но без ионов галогенов животные и человек не могут существовать.
В организме человека галогены выполняют очень важные биохимические функции. Избыток или недостаток содержания этих элементов могут вызвать нарушение этих функций.
Учитель. Как на организм человека и животных сказывается недостаток йода?
Ученики. При удалении щитовидной железы в детстве - развивается кретинизм! (Рост прекращается). Йод-бактерицид, но в организме накапливается в виде радиоактивных изотопов и вследствие этого происходит облучение. (Беречь лишайники!)
А еще фтор вытесняет йод из его соединений.
Учитель. Опыт: вытеснение брома и хлора из их солей хлора ( хлорной водой).
2KBr + C l 2= 2KC l+ Br2
2K I +C I2 = 2KC l+ I2
Окислительная способность галогенов < с увеличением порядкового номера
Учитель. Каковы источники молекулярного хлора?
Ученики. Производство хлора, утечки хлора при хлорировании воды ( У нас такой случай был весной 1997 года о чем писали «ИК», аварию ликвидировали усилиями дежурной группы ХРЭУ-4), утечки хлора при хлорировании органических веществ.
Учитель. А какой побочный продукт образуется при хлорировании углеводородов?
Ученики. CH3 – CH3 + C l2 = CH3—CH2 C l + H C l
Учитель. Опыт: действие H C l на скорлупу яиц
C a C O3 +2 H C L = C a C L2 +H2 O + C O2
H C l—образуется при сжигании полимеров, содержащих в своем составе ионы C l- .Помимо разрушающего фактора нужно отметить и раздражающее действие паров соляной кислоты на дыхательные пути.
Учитель. Из истории знаете, что Германия впервые использовали химическое оружие. Какое?
Ученики. Сейчас хлор, как химическое оружие не применяется, но он всё равно главная составная часть веществ, применяемых в качестве химического оружия и ядохимикатов (последние используется с соблюдением правил безопасности). Пестициды относятся к наиболее опасным загрязнителям биосферы, поэтому совершенствуются формы и методы их применения, улучшается их ассортимент, не разрешается- Д Д Т, ограничено гексахлоран, гептахлор.
Но вместе с тем соединения хлора NaCl совершенно необходимо организму человека и животных.
Учитель. Какова физиологическая роль иона Cl-?
Ученики. NaCl удерживает воду и за счет разницы в концентрации хлорида натрия вода поступает в клетки. У людей с неустойчивым давлением избыток хлорида натрия повышает давление, но бессолевая диета по заключению болгарских ученых приводит часто к инфаркту.
Мы получаем NaCl с растительной и животной пищей. Но если пищу принимать, лишенную хлорида натрия, то смерть неизбежна. Ион хлора идёт на выработку HCl
желудочного сока 0,2% и связывание серы.
Учитель. Как вы считаете, на каком основании И.П.Павлов заявил: «Человечество должно быть счастливо, располагая таким драгоценным для нервной системы препаратом, как бром».
Ученики. Бром усиливает процессы торможения в центральной нервной системе, оказывая успокаивающее действие. Под действием брома отмечается угнетение функции щитовидной железы, так как бром сопутствует в организме йоду, вступает с ним в конкурентные отношения в щитовидной железе, оказывает значительное влияние на её деятельность.
Учитель. Где встречается фтор и его применение?
Ученики. Фтор встречается во всех органах и тканях человеческого тела. Наибольшее количество фтора содержится в волосах, ногтях, зубах и костях. Недостаток ведёт к кариесу, но при избытке - нарушаются процессы окостенения, а также вытесняет йод из органических соединений.
Источник фтора - производство фосфорных удобрений, фреонов.
Учитель. Опыт: яйцо, половина которого обработана зубной пастой «Пепсодент».
Фтороуглероды – «голубая кровь»- заменители крови, но часто фтороуглероды играют отрицательную роль в природе, так как являются фреонами и разрушают озоновый слой. В аэрозолях по-прежнему фтор используют. Их производство ограниченно согласно решениям Международного совещания.
Фтор влияет на обмен жиров и углеводов. Ион фтора угнетает тканевое дыхание.
Физическая минутка (3-5 мин).
Самостоятельная работа с учебником (10-15 мин).
Распространение галогенов в природе и их применение.
Элементы
|
Где встречается и в виде, каких соединений
|
Применение
|
|
|
|
Ответ к таблице.
Элементы
|
Где встречается и в виде, каких соединений
|
Применение
|
Хлор
|
Хлориды щелочных и щелочноземельных металлов: каменная (поваренная соль NaCl , карналлит KCl*MgCl*
6 H O , сальвинит KCL *NaCl)
Хлориды других металлов могут быть примесями к названным минералам. Значительные количества хлоридов содержатся в морской воде.
|
Ежегодное мировое потребление хлора составляет около 1млн.т. Используется для отбеливания бумаги и тканей, для дезинфекции питьевой воды, для производства ядохимика-тов соляной кислоты, хлор- органических веществ и растворителей, а также в лабораторной практике.
|
Бром
|
Не образует самостоятельных минералов. Распространены соединения брома- соли щелочных металлов. Он входит как примесь в состав минералов, содержащих хлор. Встречается в водах некоторых озер и буровых скважин.
|
Для получения различных броморганических веществ, используемых в лако- красочной и фармацевтической промы-шленности. Значительные его количества расходуют-ся для получения броми- да серебра, используемого как светочувствительного вещества в кинофото- промышленности.
|
Йод
|
Встречается в составе солей - щелочных металлов, как примесь к минералам хлора. Соли йода содержатся в водах буровых скважин, в некоторых морских водорослях.
|
В медицине в виде йодной настойки( 5%-водно-спиртовой раствор), в сос-таве многих медицинских препаратов.
|
Фтор
|
Встречается в виде солей. Наиболее распространен минерал флюррит (плавико-вый шпат) CaF. Фтор входит в состав различных горных пород ( фосфоритов и апатитов).
|
Свободный фтор применя –ется редко. Его используют для получения некоторых пластмасс (тефлон), высо-котемпературных смазочных масел, жидкостей для холодильных машин и др.
|
Закрепление. Задача с экологическим содержанием.
Задача. Во время ядерных испытаний атмосфера загрязняется многими радиоактивными веществами, среди которых наибольшую опасность представляют радиоактивные изотоп йод-131. Подсчитайте число нейтронов. Какое вредное действие на организмы они оказывают?
Решение: n = A - № =131 -53 = 78
Вырываясь из ядра нейтроны, могут вызывать цепные реакции с выделением большого количества энергии.
Ответ: 78 нейтронов.
Итоги урока. Выставление оценок учащимся.
Домашнее задание. Придумать задачу и прочитать параграф.
|