Четверг, 25.04.2024, 12:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МКОУ "Цаганаманская гимназия"

Меню сайта
Категории раздела
Уроки [26]
Разработки уроков
Отчеты [2]
Отчеты
Наш опрос
Оцените работу гимназии
Всего ответов: 20
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Уроки

Конспект урока информатики в 5 классе по теме: « Разработка плана действий. Задачи о переправах» (Улюмджиева Н.Б.)
22.01.2017, 20:12

Конспект  урока информатики в 5 классе по теме:

« Разработка плана действий. Задачи о переправах»

Цели урока: Создать условия для формирования навыков разработки плана действий и его записи на примерах решения логических задач на переправу.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Способствовать приобретению навыков разработки плана действий;
  • Показать разные способы записи плана действий;

Развивающие:

  • Создать условия для развития у школьников логического мышления, направленного на получение новой информации путем рассуждения;
  • Создать условия для развития у школьников умения работать с информацией  (поиск, отбор и организация информации);
  • Создать условия для развития  алгоритмического мышления;
  • Создать условия для развития компетентностных умений и навыков (внимания, приемов умственной деятельности, умения анализировать, делать выводы);

Воспитательные:

  • Создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме;
  • Создать условия для формирования индивидуальной культуры и потребности в приобретении новых знаний, формирования интереса к предмету информатика
  • Способствовать повышению уровня информационной культуры учащихся, формированию познавательного интереса;

Планируемые образовательные результаты

  • :

представление  об обработке  информации путём  разработки плана действий;

  •  
  • умение планировать пути достижения целей;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами;
  • осуществлять контроль своей деятельности;
  • определять способы действий в рамках предложенных условий;
  • корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • оценивать правильность выполнения поставленной задачи;
    •  
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • формирование логического и алгоритмического мышления;
  • осуществление контроля и самоконтроля.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Доброе утро (день), ребята! Пусть оно (он) действительно будет для нас сегодня добрым.

- Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи флажков  разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красный флажок настроение отличное, зелёный хорошее, синий так себе. 
- Я тоже покажу вам своё настроение. 

- Ребята, мы все пришли на урок с разным настроением, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное. (Ребята, я вижу, что у всех настроение в начале урока отличное, так давайте проведем наш урок так, чтобы и в конце урока у всех ребят вашего класса настроение было прекрасное.)

- Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему: 
Я желаю тебе добра; 

Если тебе будет трудно, я помогу. (слайд 1)

  1. Актуализация

Учитель: Поселок, в котором я живу, расположен на берегу реки Волга. Поэтому я предлагаю вам решить задачу, связанную с рекой. (слайд 2)

Задача. Двое подошли  к реке Волга. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Оба они переправились через реку на этой лодке и продолжили свой путь. Как они это сделали?

(Не хватает исходных данных. Какие исходные данные нужно добавить, чтобы получился результат?)

 (Выслушать ответы учащихся)

Ребята, мы с вами решили задачу, а значит занимались чем? (обработкой информации, преобразованием).

Давайте запишем наше решение.

 

(попросить их записать)

Ч1 – человек на этом берегу, Ч2 – человек на том берегу, ®, ¬

  1. Ч1 ®
  2. Ч2 ¬
  • Можно ли считать ваш ответ планом решения этой задачи?
  • Какие виды преобразования информации вы знаете? (преобразование информации по заданному правилу (формуле), преобразование информации путем рассуждений).
  • К какому преобразованию информации относится решение задачи. (план действий)
  • Как тема урока может быть связана с данным планом действий? Какие задачи будем решать?
  • Назовите цели урока. Чему мы должны научиться на этом уроке?

 

Вывод:

Тема урока: «Разработка плана действий и его запись. Задачи о переправах».

Цели:

1) узнать: для чего необходимо  разрабатывать план действий;

2) понять: каким способом удобнее записывать план действий;

3) научиться: разрабатывать план действий для решения конкретных задач. (слайд 3)

 

  1. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы рассмотрим разработку плана действий и его запись на примерах решения логических задач на переправу.

 

 

Учитель: Усложним нашу первую задачу, добавим героев.

Задача 1. Туристы (отец, мать и два брата - близнеца) должны переправиться через реку. В их распоряжении есть маленькая лодка, вмещающая только одного взрослого или двоих детей. Как организовать переправу, если и взрослые, и дети умеют грести?  (слайд 4)

Для визуализации решения используется программа «Переправы» задача «Туристы».

Ребята, вы обратили внимание, что во время решения задачи, в окне программы происходили изменения. Что же произошло? (заполнилась таблица). (слайд 5)

Введем обозначения: О – отец, М – мать, Б1 – брат 1, Б2 – брат 2, стрелками обозначим направление переправы. Запишем план переправы по шагам (пунктам).

  1. Б1 и Б2 ®
  2. Б1 ¬
  3. О ®
  4. Б2 ¬
  5. Б1 и Б2 ®
  6. Б1 ¬
  7. М ®
  8. Б2 ¬
  9. Б1 и Б2 ®

 А как еще можно представить  решение этой задачи?  (в более наглядной фор­ме – в виде таблицы)

Шаг

На этом берегу

Кто в лодке

Куда

На том берегу

1

О, М

Б1, Б2

®

Б1, Б2

2

О, М, Б1

Б1

¬

Б2

3

М, Б1

О

®

О, Б2

4

М, Б1, Б2

Б2

¬

О

5

М

Б1, Б2

®

О, Б1, Б2

6

М, Б1

Б1

¬

О, Б2

7

Б1

М

®

О, М, Б2

8

Б1, Б2

Б2

¬

О,М

9

 

Б1, Б2

®

О,М,Б1, Б2

 

 

Задача 2. Семья ночью подошла к мосту. Папа может перейти его за 1 мин, мама – за 2 мин, сын – за 5 мин и бабушка – за 10 мин. У них есть один фонарик. Мост выдерживает только двоих. Как им перейти мост за 17 минут, при условиях, что если переходят двое, то они идут с меньшей из их скоростей, двигаться без фонарика нельзя, перебрасывать фонарик через реку нельзя, светить издали и носить друг друга на руках запрещено? (слайд 6)

 

Теперь давайте сформулируем найденное решение и запишем его в виде плана действий. (в качестве примера слайд 5)

Решение:

Способ 1:

Шаг

На этом берегу

Кто на мосту

Куда

На том берегу

Время

1

М, П, Б, С

М, П

®

М, П

2 мин

2

Б, С, П

П

¬

М

1 мин

3

П

Б, С

®

М, Б, С

10 мин

4

П, М

М

¬

Б, С

2 мин

5

 

П, М

®

М, П, Б, С

2 мин

 

 

Способ 2: Как еще можно записать  план действий? (по пунктам (шагам), словесно)

1)    М, П ® (2 мин)

2)    П ¬ (1 мин)

3)    Б, С ® (10 мин)

4)    М ¬ (2 мин)

5)    П, М ® (2 мин)

 

Принцип решения: Переходят папа и мама (2 мин), затем папа с фонариком возвращается (1 мин), переходят бабушка и сын (10 мин), мама с фонариком возвращается (2 мин), переходят папа и мама (2 мин).

 

Вывод:

1) Для чего необходимо  разрабатывать план действий? (Разработка плана действий – результат решения информационной задачи.) для более точного и правильного его исполнения

 

2) Каким способом удобнее записывать план действий?

(План действий может быть записан по пунктам, представлен в виде таблицы или схемы.)

 

3) Навыки разработки плана действий нужны ли человеку в жизни? Приведите примеры?

(Навыки разработки плана действий нужны человеку в самых разных жизненных ситуациях и сферах профессиональной деятельности)

 

  1. Физкультминутка (слайд 7)

Я для вас разработала план действий и прошу следовать его пунктам.

  1. Моргните глазами три раза.
  2. Посмотрите вверх.
  3. Посмотрите вниз.
  4. Посмотрите вправо.
  5. Посмотрите влево.
  6. Моргните три раза
  7. Сожмите ладони в кулак
  8. Разожмите ладони
  9. Сожмите ладони в кулак
  10. Сделайте пять круговых движений кистями рук в одну сторону
  11. Сделайте пять круговых движений кистями рук в другую сторону

Вопрос: Чем вы сейчас занимались? Для чего был разработан этот план действий?

 

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации, контроль усвоения

1) Работа по группам: разработать план действий,  группа №1 выполняет план действий группы №3,  группа №2 – группы №1, группа №3 – группы №2. (слайд 8)

Задача группы №1.

Трое путешественников Андрей, Михаил, Олег собрались переправиться на лодке, которая может выдержать только 100 кг. Друзья взвесились и узнали, что Андрей весит 54 кг, Олег – 46, а Михаил – 70 кг. Как им надо действовать наиболее рациональным образом, чтобы переправиться через реку?

  1. А, О ®
  2. А ¬
  3. М ®
  4. О ¬
  5. А,О ®

Задача группы №2

Атос, Портос, Арамис и Д’Артаньян сидели за круглым столом, заспорили, и каждый поссорился со своими двумя соседями. Чтобы ехать дальше, им надо переправиться через реку в двухместной лодке. Каждый из мушкетеров отказывается оставаться вдвоем на берегу или быть в лодке с тем, с кем он в ссоре. Могут ли они все-таки все переправиться? 

Ат – Атос, П – Портос, Д - Д’Артаньян, Ар – Арамис

  1. Ат, Ар ®
  2. Ар ¬
  3. П, Д ®
  4. Ат ¬
  5. Ар, Ат ®

Задача группы №3

Таня, Коля и их отец отправились в поход. К вечеру они вышли к реке, тихой и неглубокой. У берега был плот, выдерживавший груз весом менее 100 кг. Вес отца — 80 кг, Тани — 50 кг, Коли — 40 кг, рюкзака — 15 кг. Переправившись на противоположный берег, Коля прежде всего должен набрать хворост и приготовить место для костра; Таня — почистить картошку и рыбу для ухи, отец — поставить палат­ку для ночлега. Для выполнения каждого из этих трех дел требуется 20 минут. Одна переправа через реку занимает 10 минут. Как осуще­ствить переправу, чтобы менее чем за полтора часа все трое успели выполнить свои обязанности?

Решение:

  1. Т, К ® (10 мин) (Коля остается заниматься своим делом)
  2. Т ¬ (10 мин) (На этом берегу она чистит картофель и рыбу для ухи.)
  3. О, Р ® (10 мин) (Отец занимается палаткой)
  4. К ¬ (10 мин)
  5. Т, К ® (10 мин)

Всего понадобилось 50 мин

 

2) Работа по группам: решение головоломки «6 лягушек»

Нужно поменять всех лягушек местами – коричневых на место зеленых, зеленых, соответственно, на место коричневых. Прыгают обитательницы пруда либо на рядом находящуюся свободную кочку, либо на незанятое место друг через друга.

  1. Рефлексия, подведение итогов урока

- Какую цель мы поставили в начале урока?

- Достигли ли мы этой цели?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как  вы оценили свою работу? 

Рефлексивная мишень

Ученики  ставят  метки в сектора соответственно оценке результата

 

А сейчас узнаем, изменилось ли ваше настроение к концу урока. Я опять  предлагаю вам показать это при помощи флажков  разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красный флажок настроение отличное, зелёный хорошее, синий так себе. Украсим кораблик флажками.

 

 

Категория: Уроки | Добавил: Горяев_Борис_Сергеевич
Просмотров: 2727 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Жалобынавсё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Поиск
Друзья сайта
 Персональныеданные. дети
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Республики Калмыкия
 Министерство образования и науки Республики Калмыкия
КРИПКРО
КРИПКРО
Отдел образования Администрации Юстинского РМО РК
 Отдел образования

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz