Тема: Геометрическая прогрессия. Сумма n- первых членов геометрической прогрессии.
Цели урока:
Образовательные:
- Способствовать дальнейшему освоению теоретических знаний по теме «Геометрическая прогрессия»; продолжить формирование у учащихся умения применять формулу суммы n-первых членов геометрической прогрессии;
- Формированию навыков решения практических задач;
- Совершенствованию умения применять полученные знания для решения стандартных задач.
Развивающие:
- Способствовать: развитию положительной мотивации к изучению предмета;
- Обогащению словарного запаса учащихся, развитию монологической речи;
- Дальнейшему развитию логического мышления (умения анализировать, выделять, сравнивать и т.д.); переносить знания в новую ситуацию;
- Развитию информационной культуры обучающихся.
Воспитывающие:
- Способствовать формированию научного мировоззрения через целостное восприятие окружающего мира;
- Развитию коммуникативных навыков;
- Побуждать учащихся к преодолению трудностей;
- Дальнейшему развитию ответственного отношения к Родине, её природным богатствам;
- Уважительному отношению к коллективу, результатам совместного труда.
Тип урока: урок применения знаний на практике
Методы обучения: практический, дедуктивный, наглядный, поисковый, репродуктивный, самостоятельная и групповая работа.
Ход урока
- Организационный этап. (0,5 мин)
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что после нашего общения оно станет ещё лучше! Желаю вам успехов на уроке! Девизом сегодняшнего урока будут слова: «Творческим считается любое действие которое… вызывает удивление». (ДЖ. Брунер)(на доске) и не забывайте, что «Прогрессио - движение вперед».
2.Задачи урока. (0,5 мин)
Мы с вами уже не первый урок изучаем данную тему.(Какую?) Какие вопросы вы хотели бы рассмотреть на уроке ?( пишу план на доске)
Например: -повторить формулы и их применение
-узнать , где применяются в жизни полученные на уроке знания
-готовиться к ОГЭ
(класс делится на две группы)
3.Проверка домашнего задания (Какие задачи вызвали затруднения?)(не более 5 мин).
4. Актуализация знаний. (3 мин)
Задайте друг - другу вопросы по теме «Геометрическая прогрессия»:
Например:
- Какую последовательность чисел можно назвать геометрической прогрессией. (Ответ: ГП называется последовательность отличных от нуля чисел, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, умноженному на одно и то же число.)
- Приведите пример возрастающей геометрической прогрессии. (Ответ: 2;6;18;…)
- Является ли последовательность нечётных чисел геометрической прогрессией? (Ответ: Нет) и т.п.
А теперь вспомним формулы геометрической прогрессии. Внимание, у вас на столе карточка с заданием №1 по записи формулы определите её назначение и соедините стрелками по смыслу. (в парах)
1.Формула знаменателя геометрической прогрессии.
2.Формула n – го члена геометрической прогрессии
3.Формула первый член геометрической прогрессии,
зная n – ый член и знаменатель?
4.Формула суммы n первых членов
геометрической прогрессии для случая,
когда известны первый член и знаменатель
прогрессии.
5.Формула суммы n первых членов
геометрической прогрессии, если известны первый
и n – ый члены прогрессии?
6.Свойство геометрической прогрессии.
1.Квадрат любого члена геометрической
прогрессии, начиная со второго,
через предыдущий и последующий члены
b2n=bn-1* bn+1)
2. Sn=b1(qn - 1)/q – 1, где q не равно нулю .
3.bn=b1qn-1
4.Sn=bnq-b1/q-1, где q не равно нулю
5. b1=bn/qn-1
6.Необходимо какой-нибудь член прогрессии
разделить на предыдущий q=bn+1/bn)
Ответы: (работа в парах); проверка с места на смарт доске:
В каких областях можно применять формулы геометрической прогрессии для решения практических задач?(экономика, физика, биология, исторические и логические задачи)
5.Решение практических задач
Учитель: (работа в парах)
В раздаточном материале найдите задачу №2. Читаем задание вслух.
Задача:
Андрей и Борис, готовясь к зачёту по английскому языку, каждый день с понедельника по пятницу выписывали слова из словаря . Андрей ежедневно увеличивал число слов в арифметической прогрессии, а Борис - в геометрической.
а) Завершите заполнение таблицы, кроме последней графы.
День недели
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
За 5 дней
(S5)
|
Андрей
|
16
|
24
|
32
|
40
|
48
|
160
|
Борис
|
16
|
24
|
36
|
54
|
81
|
210
|
б) Сколько всего слов выписал каждый из ребят за 5 дней?
Существует рациональный способ решения? (2 ученика выполняют у доски), остальные в тетради.
6.Домашнее задание:
Обратите внимание, на этих листах записано домашнее задание(на выбор).В понедельник мы обсудим ваши решения.
1) Найти или придумать задачи на использование геометрической прогрессии в практической деятельности человека;
7.Закрепление изученного .
(подготовленные учащиеся)
Решим задачи на применение формул геометрической прогрессии.
а) В первый год Великой Отечественной войны погибло около 1,8 миллионов советских граждан. С каждым годом это количество увеличивалось в два раза. Сколько советских граждан погибло в годы ВО войны?
в) В годы Великой Отечественной войны в первый год 1100 граждан Советского Союза были удостоены звания героя Советского Союза. В последующие годы войны число героев увеличивалось на 1200 человек в год. Сколько героев Советского Союза было по окончании войны?
8.ФИЗМИНУТКА
9.Индивидуальная работа. (10 мин)
В этом году вам предстоит пройти ОГЭ по алгебре в форме тестов. Предложенный мною тест позволит вам подготовиться к ней, т.к. подобные задания встречаются в вариантах тестов ОГЭ.
ИТАК, обратите внимание, на столах у вас лежат задания-измерители с одним правильным ответом в двух вариантах. Решение заданий теста оформляете в тетради. Всего заданий в тесте пять. Время работы 8 минут. Вопросов по организации работы нет! Время пошло!
ТЕСТ ☺
Вариант 1.
- В геометрической прогрессии b1; b2; 4; 8;…. Найди b1.
1) – 4;
2) 1;
3) 1/4;
4) 1/8;
5) – 1.
- (bn) – геометрическая прогрессия. Найди b6 , если b1 = 4; q = 1/2
1)– 1/8;
2) 1,25;
3) 1/8;
4)12,5;
5) – 1,25.
- Найди S4 , (bn) – геометрическая прогрессия и b1 = 1, q = 3.
1) 81;
2) 40;
3) 80;
4) –80;
5) – 40.
- Чему может быть равен знаменатель геометрической прогрессии (bn), если b10 = 10, а b12 = 40?
- 2;
- 2 и -2;
- 4;
- 15;
- 10.
Код ответов 2322
Вариант 2.
- В геометрической прогрессии b1; b2; 3; 9;…. Найди b1.
- 5;
- 1;
- -1/4;
- 1/3;
- – 1.
- (bn) – геометрическая прогрессия. Найди b6 , если b1 = 5 q = 1/5
1)– 1/25;
2) 1,25;
3) 1/625;
4)12,5;
5) – 6,25.
- Найди S4 , (bn) – геометрическая прогрессия и b1 = 1, q = 5.
- 81;
- 156;
- 80;
- 60;
- – 40.
- Чему может быть равен знаменатель геометрической прогрессии (bn), если b5 = 6, а b8 = 48?
1) 2 и -2;
2) 8;
3) 2;
4) 4;
5) 10.
Код ответов 4323
Итак, время вышло, прошу вас поменяться работами, для выполнения взаимопроверки.
10. Карточка:
Выберите одну задачу и решите её в группе, оформите в тетради.
Все эти задачи можно найти в книге Я.И. Перельмана –популяризатора физико-математических наук которому в декабре 2007 г, исполнилось125 лет. Он автор более 100 книг по занимательной математике и физике.
Учащиеся выполняют на отдельном листе…Кто готов – к доске…
1.(Физика) Имеется радиоактивное вещество массой 256 г, масса которого за сутки уменьшается вдвое. Какова станет масса вещества на вторые сутки? На третьи? На пятые?
2. (Экономика )
Срочный вклад, положенный в сберегательный банк, ежегодно увеличивается на 5%. Каким станет вклад через 5 лет, если вначале он был равен 1000 рублей.
3. Служившему воину дано вознаграждение: за первую рану-1 коп., за другую -2 коп., за третью-4 коп, и т. д. По исчислению нашлось, что воин получил всего вознаграждения 655 р. 35 коп. Спрашивается число его ран.
4.Ежедневно каждый болеющий гриппом человек может заразить 4 окружающих.
Население поселка Кировского составляет чуть больше 1365 человек. Через сколько дней заболеют гриппом все жители нашего поселка?
5.Мальчик на перемене съел булочку .Во время еды в кишечник попало 30 дизентерийных палочек. Через каждые 20 минут происходит деление бактерий (они удваиваются.) Сколько дизентерийных палочек будет в кишечнике через 6 часов?
11. Рефлексия
Есть такая притча. Трое мужчин выполняли одну и ту же работу. По окончании которой им задали один и тот же вопрос «Как вам работалось?» Первый ответил: «Я камни таскал», т. е. работать ему было трудно. Второй на вопрос ответил: «Я на жизнь зарабатывал», т. е. работал в меру своих сил без напряжения. Третий ответил: «Я строил храм», т. е. ему работалось легко. Оцените свой труд на уроке и, если было трудно, приклеите на доску красное сердечко, если нетрудно – желтое, легко – зеленое.
- Итог урока
И мне хочется ещё раз обратиться к нашему лозунгу «Прогрессио – движение вперед»
- Как вы думаете, а мы сегодня добились прогресса?
- А в чём заключается наш прогресс?
- Скажите, что у нас не получилась из запланированного?
|